Развитие речи детей первого года


Все взрослые хорошо знают, что развитие речи детей первого года напрямую зависит от того, сколько времени они разговаривают с малышами. При этом для ребенка возможность слышать речь и тренироваться ее воспроизводить – важнейшее условие. Сегодня рассуждаем, как воспитать «человека говорящего»: нужно ли разнообразить ежедневное общение с детьми, есть ли связь между врожденными рефлексами и способностью говорить?

Природа все продумала

Есть в биологии термин «импритинг», или запечатление (от английского imprint – фиксировать, оставлять след, запечатлевать); это слово означает особую форму обучения у животных, когда поведение детенышей складывается под влиянием увиденного у родительских особей.

В настоящее время психологи высказывают предположение, что дети от рождения способны именно запечатлевать слова родной речи и никак не заучивают их специально. Данный процесс можно сравнить со специфическим записыванием услышанного вокруг: словно все, что слышит ребенок, каким-то образом фиксируется в головном мозге, как на ленту магнитофона. До поры до времени материал накапливается, потому что центр «воспроизведения» речи еще не готов вступить в свою роль. А потом в определенный момент ребенок «выдает» весь словарный запас просто на «ура»!

Врожденные рефлексы – основа основ

Нельзя думать, что новорожденный ребенок неопытен и слаб, что он не способен воспринимать слова. Родителям нужно понимать, что у малыша есть целый «набор» врожденных способностей — рефлексов, которые являются базисом, основой для развития речи детей первого года. Опираясь на эти знания, взрослые могут и должны строить общение с детьми таким образом, чтобы наполнить их мир звуками, в первую очередь, звуками человеческой речи.

Поисковый рефлекс
Попробуйте очень легко прикоснуться кончиками пальцев к уголкам ротика маленького, не затрагивая при этом его губы. Реакция, которая последует: ребенок повернет голову в сторону раздражителя (то есть вас), непроизвольно опустит нижнюю губку, а его язычок отклонится в сторону.

Сосательный рефлекс
Новорожденный может сосать грудь. Маме только нужно следить, чтобы он захватывал сосок правильно. Высасывая молочко, малыш тратит много сил, а это способствует тренировке мышц лица и рта. В перерывах между кормлениями с этой же целью можно вкладывать чистый палец в рот ребенку, чтобы он делал сосательные движения.

Хоботковый рефлекс
Очень осторожно ударьте пальцем по ротику ребенка. И вы увидите, как он вытянет губы вперед, почти хоботком, потому что вокруг рта сократятся круговые мышцы.

Ладонно-ротовой рефлекс
Попробуйте несильно нажать на бугорок в основании большого пальца на руке малыша и увидите, что ребенок наклонит голову и откроет рот. Этот рефлекс проявляется, как правило, до 2,5 месяцев.

Научитесь учить ребенка говорить

Естественно, в первые месяцы жизни ваш малыш не сможет заговорить словами. Но зато он будет лепетать и гулить уже в 2-3 месяца. В принципе, все малыши в мире способны произносить гласные звуки «а», «о», «у», «э» и так называемые губные согласные «м», «б», «п» (они получаются легче, так как их помогают произносить мышцы рта), поскольку у большинства народностей эти звуки в речи используются.

Так что задание родителей в том, чтобы вовремя рассмотреть и стимулировать этот процесс. Как же научить ребенка разговаривать? Когда ваш 2-хмесячный малыш накормлен, в добром настроении и просто лежит в кроватке, то берите его на руки или же устраивайтесь к нему поближе, смотрите на него и сами проговаривайте, к примеру, такое: уа-уа-уа-уа, уэ-уэ-уэ-уэ, ау-ау-ау. Чуть позже, месяцев с 3-х, можно говорить слогами, которые в будущем станут первыми словами: ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, ма-ма-ма-ма, га-га-га-га, да-да-да-да, де-де-де-де.

Припомните тот факт, что в коре головного мозга центр речи находится в непосредственной близости с центром управления движения пальцев рук, а также мимических мышц и восприятия звуков и музыкальных мелодий. Поэтому такие речевые упражнения с ребенком проводите одновременно с сеансом пальчиковой гимнастики или расслабляющего массажа. Почаще включайте классическую музыку, детские песенки или записи со звуками природы, когда малыш отдыхает или играет с вами.

Очень важно устанавливать контакт с малышом взглядом: когда что-то рассказываете, то постарайтесь поймать взгляд ребенка и удержать его на вашем лице как можно дольше, чтобы ребенок увидел вашу мимику.

О режиме дня и говорливости родителей

Самое главное, когда вы уделяете внимание развитию речи детей первого года – все время говорить, рассказывать, объяснять. Проснулись утром – порадуйтесь, что видите малыша. Приложили к груди – расскажите, как приятно, что даете ему питательное молочко. Подмываете или купаете – похвалите, как быстро он растет и набирает вес. Укладываете в кроватку – спойте колыбельную собственного сочинения.